Ссылки

Красные Блогеры

Интернационал

Search

воскресенье, 20 марта 2011 г.

Символика Молдовы в толковинской мифологии

Ранние представления о солнечном божестве в толковинской мифологии русинов Молдавии.


Уже неоднократно замечено, что в трагические переломные моменты жизни, нации обращаются к своей древней истории, языковым корням и мифологии, пытаясь отыскать в них идеологическую основу и духовную энергетику для нового возрождения и поступательного движения вперед. Такие обращения, наряду с серьезными и глубокими мировоззренческими открытиями, порождают немало легковесных идей и теорий, сильно грешащих строгой объективностью и научностью, но зато часто обладающих большим эмоциональным воздействием на недостаточно просвещенных в этих вопросах массы. Развал Советского Союза, произошедший под знаменем ненависти и унижения всего русского и славянского, привел к появлению мощной обратной волны утверждения первичности русской (славянской) культуры по отношению к другим существующим или уже ушедшим общностям. При этом легко, без глубоких научных изысканий, проводятся параллели между славянскими и древнейшими мифологическими пантеонами исчезнувших цивилизаций Египта, Шумерии, Персии, Индии и других.

    Одной из таких модных идей, возникших в последнее время, являются разномастные усилия поставить абсолютный знак равенства между древнеегипетским богом солнца РА и некоторыми слоями древнерусской (древнеславянской) лексики. Например, утверждается, что имя бога РА можно прочесть в таких словах русского языка как "бРАть", "жРАть", "дРАть", "вРАть", "кРАсть", "РАдовать", "кРАсиво", "стРАшно", "охРАна", "РАно", "веРА", "гРАмота", "РАзум", "дуРА", "пРАвь", "хРАм", "кРАб", и, как считают авторы, еще много-много других, "которых без труда вспомнит каждый". Даже названия таких работ говорят сами за себя - "Русские боги Египта"(1). А уж слово "радуга" не минул ни один из мало-мальских "первооткрывателей" в этом столь чарующем и загадочном направлении (2). И надо отдать должное плодовитости "искателей", ибо они нам обещают, что работа в этом направлении будет продолжена и, возможно, результаты этой работы помогут нам лучше понять и правильно оценить настоящее (3).
    Конечно, желательно бы верно ориентироваться в сегодняшнем дне, но для этого, как минимум, хорошо бы не плутать в прошлом. Ибо профессиональные египтологи говорят, что до сих пор египетское письмо, на самом деле, является непрочитанным, и мы знаем только весьма приблизительное звучание, в основном, египетских согласных (4). А столь интересующий нас знак бога солнца ra, в виде изображения человеческого рта, по мнению выдающегося египтолога Алана Гардинера мог обозначать ră, rā, rĕ, rē, ăr, ĕr, ēr или любое другое сочетание гласного с r, допустимое в египетском языке. Поэтому, используемое в современной египтологии звуковое звучание ra, является чисто условным (5), и нет пока никаких прямых доказательств его соответствия русской морфеме Ра, так как древнеегипетский язык относят не к индоевропейской, а семито-хамитской семье языков (6). На этом можно было бы и закончить наше исследование, если бы уже не существовали серьезные научные попытки объяснить проникновение египетского мифа о боге РА в другие регионы Древнего Мира, в том числе  - Европу.
Согласно мифу, днем РА. освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, а вечером, у двери в подземный мир, пересаживается в ночную барку Месектет и спускается в преисподнюю, где, сражаясь с силами мрака, плывет по подземному Нилу. Во время ночного плавания дорогу солнцу преграждают 12 змей, охраняющих 12 ворот (12 ночных часов), а в самом конце - страшный Апоп, мешающий светилу покинуть подземное царство. Но могучий РА побеждает змей и, выйдя на небо, опять трогается в путь на дневной ладье (7). В некоторых вариантах мифа солнцу угрожают не змеи, а заглатывающий его крокодил (8).
Иллюстрации к этому мифу, нередкие в росписях египетских гробниц и святилищ (храмы Карнака, Эдфу, пирамида Рамзеса IV и т.д.), обнаружены и в Европе, и в Азии. На скалах Кобыстана вырезано около двух десятков ладей. В них длинный ряд пловцов, а на носу - солнце с лучами. Часто люди, поднявшие руки, как бы приветствуют его (9). На утесах по берегам уральских рек Витеры и Тагила аналогичные рисунки нанесены охрой. Только тут солнце показано над ладьей, наверху (10). На Тагиле вокруг него извиваются змеи, заставляющие вспомнить о битве Ра с Апопом (11). Еще в начале XIX в. была скопирована красочная писаница на скалистом берегу Смолянки, близ Усть-Каменогорска. В центре ее - овал с перекрестием, утвержденный на ладье (12). Характерен этот сюжет и для петроглифов Южной Швеции (13). На Шишкинских скалах на верхней Лене мы увидим особенно интересную сцену: Дракон, похожий на крокодила, открыв пасть, хочет проглотить некий диск (14). Настоящая солярная ладья вырезана на костяном гребне конца XII -  в начале XIII в. из Пскова. На ней укреплен квадрат с вписанным крестом (15). В Швеции такие же изображения высекали на графите двумя тысячелетиями раньше. Пластину с барельефом в виде дракона, заглатывающего солнце археологи нашли в культурном слое XIV в. в Новгороде (16).
Как полагает известный советский специалист по археологии каменного и бронзового века А. А. Формозов, все эти находки свидетельствуют о том, что во II - начале I тыс. до н.э. египетский миф о борьбе солнца со змеями распространился по всему Старому Свету (17). Вот что он говорил: "Схема солнечной ладьи, повторяющаяся на камнях Азербайджана, Урала, Казахстана - превосходный пример силы идей в истории человечества. Тысячи километров, моря, горы, пустыни, леса отделяли от Египта обитателей Прикаспия или Сибири, но представление о небе, сложившееся на берегах Нила, дошло до далеких северных племен." (18).
Как мы видим, нет необходимости сочинять различные фантастические гипотезы, ибо вполне естественными путями египетские мифологические представления могли попасть в божественный пантеон древних славян. К сожалению, собственно славянские мифологические тексты не сохранились, ибо религиозно-мифологическая целостность "язычества" была разрушена в период христианизации славян. До сих пор была возможна только лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников (19), а в них мы, пока, не находим солнечное божество в ладье по имени РА.
Картину меняет наличие древнего мифологического свода, частично дошедшего до нас, у русинов Молдавии. В сакральных текстах далеких предков русинов -  толковинов (20) есть, как описания, так и изображения солнечного божества, плывущего по небу в чудесной ладье, по имени Ра-Тато, что означает - "Ра-Отец". Рассмотрим некоторые из них ...
В начале 80-х годов прошлого века мной был скопирован небольшой поэтический текст (72 строки) под названием "Вэка до Вэлыки Ра-Тато" - "Вяканье (обращение) к Великому Ра-Отцу", принадлежавший собранию жителя села Нагоряны Рышканского района МССР Ротарю Якову Дмитриевичу (1851-1930) (21). Текст был составлен на средневековой кириллической графике, имевшей ряд своих особенностей. К сожалению, в начале 90-х годов оригинал рукописи был утрачен, однако, осталась копия, пригодная для научного изучения (первый лист изображен на рис.1).
рис. 1

Идеологическая и мифологическая конституция текста представляет описание взаимоотношений Небесного Отца Ра-Солнца и Великой Матери, являющихся по представлению толковинов первоначальной божественной парой, от союза которых произошла вся остальная жизнь во Вселенной. Интересно описание в тексте некоторых антропоморфных черт Ра-Отца-Солнца: "Хара та Бела" - "харя твоя белая", т.е. лицо Ра названо "харей", где в отличие от словаря В. Даля (22), это слово явно является положительным эпитетом превосходной степени; "Косма та Руса" - "волосы твои русые"; "Лана та Руда" - "щеки твои красные" (у русинов и малоросов Молдавии до сих пор полные, красные, пышущие щеки ассоциируются со здоровым, благополучным, счастливым и веселым человеком - Ю. И.).
Сохранились следы египетского предания, по которому считалось, что Солнце было рождено в виде золотого теленка небом, которое представлялось огромной коровой с рассыпанными по всему ее телу звездами. Еще "Тексты Пирамид" говорят о "РА, золотом теленке, рожденном небом". Отклики этого сказания, бывшего, по мнению египтологов, некогда одним из основных египетских мифов о происхождении  мира, мы находим в других текстах и на ряде изобразительных памятников в переработанном виде, а иногда он сплетается с другими сказаниями (23).
В толковинской мифологии тоже есть сюжет о рождении Ра-Солнца в образе золотого теленка от Великой Матери в виде небесной коровы. Показателен в этом плане другой поэтический текст (100 строк) под названием "Вэка до Вэлэки Ра Тато та Вэлэка Крава, тай Вэлэки Тэля" - "Вяканье (обращение) к Великому Ра-Отцу и Великой Корове, и Великому Теленку". Текст так же был скопирован, с утраченной ныне рукописи, из собрания Я. Д. Ротаря (первый лист изображен на рис. 2).
рис. 2

Надо отметить, что мифология Солнца в образе солнечного теленка или солнечного быка является стержневой в мифологических представлениях древних толковинов Молдавии. Толковинское летоисчисление берет свое начало от Великой Толоки Великого Вола-Тура-Быка на Великом Льде - величайшее действо Ра-Отца Солнца, где он в обличье могучего солнечного быка сокрушает великую змею - лед, покрывавшую лицо и грудь Великой Матери Земли; в 2022 году будет 15000 год от начала Великой Толоки. С этого сакрального события собственно и начинаются "времена" и "годы" (в священном языке толковинов слово "времена" звучит как "в+Ра-мына", т.е. "то, что происходит, минует под Ра, при освещении, озарении Ра-Отца-Солнца", а слово "годы" - "го-да", т.е. "гоны, движение даров Ра-Солнца" - Ю.И.): земля наполняется зеленью и живностью, люди выходят из темных пещер, где они прятались от холода и зимы, и начинают плодиться и жить под открытым небом, рождаются новые боги и светоносные существа. Человек начинает обрабатывать землю, строить дома, объединяться в большие общества и племена. Наконец - создаются государства и земли.
От образов, действий и созидающих сил непобедимого быка-вола-тура Ра-Отца Солнца, который тянет своими сияющими рогами-лучами весь мир - связку, толковины, задолго до первых письменных упоминаний дошедших до нас, производили как названия Молдавской земли, так и народов населявших ее.
В этом плане необычайную ценность представляет толковинский текст, скопированный автором в 1980 году с рукописи, принадлежавшей собранию жителя села Нагоряны Рышканского района МССР Ротарю Василию Яковлевичу (1898-1983) (первый лист изображен на рис. 3). Текст еще ценен и тем, что он датирован 14150 годом по толковинскому летоисчислению, т.е. 1172 годом н.э.,  а также известен и его автор: Великий Толковин Красное Слово (1080-1190) - выдающийся государственный и религиозный реформатор, полководец, поэт, сказитель и духовный предводитель Древней  Молдавии XII века, длительное время возглавлявший толковинское государство, располагавшееся в северной части Сирето-Днестровского междуречья со столицей в Расконах - нынешних Рышканах Республики Молдова (24). Великий Толковин объясняет слушателям известные ему названия Молдавской земли, связывая их с Ра-Отцом Солнцем. Это "Молода Земля" - "Молодая Земля", т.е. Молдавская земля, от молодых сил утреннего Солнца Ра-Отца, который сумел покрыть лики и груди Матери Сырой Земли сосновыми и еловыми лесами после победы над великой ледяной змеей (25). Это - "Русская Земля", от рудо-русой светлой силы Ра-Отца, которая принесла свет и тепло Матери Сырой Земле, позволив ей рожать и производить все живое на белом свете. Это - "Зимля Беси Роба", вероятно более древнее название Бессарабии, производимое от работы - трудов светлых и добрых духов-бесов, игривых детей Ра-Отца, несущих на землю свет, тепло и радость. Это - "Земля Трояна", от любимого сына Ра – бога Трояна, засвидетельствованного в "Слове о полку Игореве", победившего великую змею богини смерти и холода Мараны и спасшего Русскую землю от нашествия кочевых народов (26). Это - "Зимля Руссо Волоса", т.е. "Русо-Влахия" известных нам ранних письменных источников XIII-XIV веков. Это - "Земля Ярата Старая и Молодая", ибо в этой земле хранит свои животворящие ярые силы Великий Ра-Отец от одной Великой Толоки до другой, где он каждый раз побеждает мировой холод и тьму.
Необходимо отметить, что текст позволяет по новому взглянуть на такие известные, но до сих пор неясные и спорные по семантике и этимологии этнонимы как "русский", "русин", "тиверцы", "молдаванин", "валах", "волох" или "влах". Хранящих нерушимую веру в солнечного быка-вола-тура Ра-Отца Солнца, Великий Толковин гордо именует: "Твэрдэчи-Волоси" - "Твердые Волохи", "Русьськави Молодованэ" - "Русские Молдаване", "Русьськави Волоханэ" - "Русские Волохи", "Русьськави Троянэ" - "Русские Трояны", "Русьськави Ярунэ" - "Ярые Русские". Вероятно и летописный этноним "тиверцы" ("тиверьци") Повести Временных Лет и баварского анонимного летописца (27), именующий древних славян Молдавии, аналогичен толковинскому "твэрдэчи". Становится очевидным их глубинный смысл и славянские корни.
Толковинсткие тексты позволяют по-новому взглянуть и на до сих пор нерешенную проблему происхождения государственного герба феодальной Молдавии, первое известное изображение которого появляется на вислой печати Петра I Мушата от 1377 года (28). Ибо до сих пор исследователи, как и молдавские, так и зарубежные, не смогли пока ответить с определенной уверенностью на вопрос: когда и в какой среде возникло представление о символе суверенной территории в виде головы быка?..
Как считает Л. Л. Полевой, в происхождении главного символа герба Молдавии - головы быка, следует различить две стороны: существование давней традиции, идущей от первобытности, и появление изображения быка на геральдическом рыцарском щите (29).
Изображения солнечного быка-вола-тура в различных ипостасях можно обнаружить во многих толковинских текстах. Более того, есть изображения стяга Великих Толковинов с головой быка, весьма напоминающих более поздний молдавский герб. На уже представленных выше текстах 1172, года мы видим Великого Толковина Красное Слово на фоне двух красных стягов, закрепленных на копьях, на одном из которых присутствует голова быка в окружении трех ромбовидных звезд, розетки-солнца и месяца, а также двух букв "В" и "Б", которые можно расшифровать как "Великий Бог", "Великий Бугай", "Вол-Бык", "Вол-Бог" (рис.3, рис.5).
рис. 3

Великий Толковин призывает идти на врагов, "... с мечами заточенными, крепкими щитами, каленными копьями под стягом Вола-Быка-Тура Ра-Отца Великого" (рис.5). На этих же рисунках-текстах хорошо видны изображения плывущего в солнечной ладье и поражающего злых змей-слуг Мараны Ра-Отца-Солнца (особенно на рис.3).
рис. 5

Но все же возникает вопрос: действительно ли молдавский герб является какой-то более поздней копией герба Великих Толковинов, есть ли тому четкие однозначные доказательства?..
По мнению автора, на этот вопрос утвердительно отвечает толковинский текст также принадлежавший собранию Я. Д. Ротаря и скопированный в 1982 году. В нем говорится, что 15 мая 1363 года Богдан Старый со своим сыном Лацко, с тремя сотнями людей из Марамуреша и тремя тысячами воинов от Великого Толковина Твердое Слово, выступили в поход из Великих Раскон - современных Рышкан Севера Молдавии, на Великий Сирет, чтобы прогнать воеводу венгерского короля Саса и его сына Балка.
рис. 6

На рисунке (рис. 6) Богдан Старый - будущий Богдан I Основатель держит красный флаг с изображением гловы быка-тура на синем поле с розеткой-солнцем и полумесяцем по бокам. Так же мы видим и щит Богдана с изображением головы быка на голубом фоне в обрамлении трех ромбовидных звезд над выходящим из воды солнцем. Этот и другие, еще не опубликованные тексты, позволяют говорить о преемственности молдавского государственного герба по отношению к древнему гербу Великих Толковинов.
Еще до недавней поры русины Севера Молдавии называли созвездие Большой Медведицы - Великой Коровой, а созвездие Кассиопеи - Великим Теленком, Золотым Теленком, Великими или Золотыми Рогами.
Как известно, культ быка и Матери - Прародительницы был широко распространен в Карпато-Дунайском регионе еще в глубокой древности, у племен энеолитической трипольской культуры (V-III тысячелетия до н.э.), имевшей более ранние истоки. Эти соображения, наличие толковинских текстов, по большей части еще неопубликованных, дают, по мнению автора, возможность выдвинуть предположения о более сложном взаимодействии мифологических систем, чем простом заимствовании индоевропейской из древнеегипетской. Вполне возможна самостоятельность их развития и даже - обратное по направлению распространение мифологем. Необходимо продолжить публикацию и изучение толковинских текстов, хранящих еще немало загадок и ответов на жгучие вопросы истории и современности.

Юрий Иванов
рис. 4
рис. 7
рис. 8
рис. 9
рис. 10
рис. 11
рис. 12



Литература и примечания

1.    И.В. Ташкинов. Русские боги Египта. В кн.: "Русь и Варяги". Сборник статей по истории средневековой Руси и Европы. -  М., "Метагалактика", 1999. С.221-251.
2.    Г.С. Гриневич. Праславянская письменность. Результаты дешифровки. -  М.: "ОБщественная польза", 1993. С.180.
3.    И.В. Ташкинов. Указ. соч. С. 251.
4.    И.С. Петровский. Египетский язык. - Л., 1958. С.22-28.
5.    А.Н. Gardiner. Egyptian Grammar. London, 1952. P. 8-10/ Перевод на русский на сайте: http://www.egyptologi.ru
6.    И.С. Петровский. Указ. соч. С. 10.
7.    Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. - М., 1982. С.359.
8.    Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М.; Л., 1956.С.32, 34, 39-40.
9.    А.А. Формозов. Памятники первобытного искусства на территории СССР.- М.: Наука, 1980. С.38.
10.    Там же. С.38.
11.    Там же. С.39.
12.    Там же. С.39.
13.    Там же. С.39.
14.    Там же. С.39.
15.    Чернягин Н.Н. Гребень из Псковского городища. - СА, 1948, X, С. 305-308.
16.    Колчин Б.А. Топография, стратиграфия Неревского раскопа. - МИА, 1956. С55, рис. 17,1.
17.    А.А. Формозов. Указ. соч. С. 111.
18.    Там же. С.39.
19.    Мифы народов мира. Т.2, С.450.
20.    О толковинах см.: Ю. Иванов. Этническое самосознание русинов Севера Молдавии. Международный исторический журнал "Русин".- Кишинев 2007.-№4(10). С.90-92.
21.    О Ротяре Я.Д. см.: Ю. Иванов. Яков Дмитриевич Ротарь - просветитель русинов Севера Бассарабии. http://www.bolesmir.ru
22.    В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том IV. М., 1955.С 543.
23.    И.В.Рак. Мифы Древнего Египта. - СПб., 1993. С.42-43.
24.    О великом Толковине Красное Слово см.: Ю.В. Иванов. Загадочные "стрикусы" в "Слове о полку Игореве"и предания русинов Молдавии. Путивильский краезыавчий збiрник. Вып.5. - Суми, 2009. С.246.
25.    Более подробную расшифровку этого названия автор дает в работе: Иванов Ю. Этническое самосознание русинов Севера Молдавии. Международный исторический журнал "Русин". - Кишинев, 2007 - №4(10). С.80-81.
26.    О земле Трояна автор говорит в работах: Иванов Ю. Этническое самосознание русинов Севера Молдавии. Международный исторический журнал "Русин". - Кишинев, 2007 - №4(10). С.82-84; Ю. В. Иванов. Загадочные "стрикусы" в "Слове о полку Игореве"и предания русинов Молдавии. Путивильский краезыавчий збiрник. Вып.5. - Суми, 2009. С.245-247.
27.    Древняя культура Молдавии. - Кишинев, 1974. С. 109-110.
28.    Полевой Л.Л. "... и с того времени началась Земля Молдавская". - Кишинев, 1990. С.22-23.
29.    Там же. С.27.


Комментариев нет:

Отправить комментарий